Влад Богов: Латвийскими архивами о нацистах мало кто интересовался

Влад Богов14 апреля в Доме Москвы в Риге состоится презентация сборника архивных документов Приговоренные нацизмом. Автор-составитель этого сборника Влад Богов обобщил свидетельства террора

Влад Богов Влад Богов

14 апреля в Доме Москвы в Риге состоится презентация сборника архивных документов «Приговоренные нацизмом». Автор-составитель этого сборника Влад Богов обобщил свидетельства террора нацистов и их пособников против мирного населения и советских военнопленных на территории Латвии.

Проект поддержали несколько организаций: российский фонд «Историческая память», рижская краеведческая организация RIGA CV и Фонд развития культуры.

Накануне презентации Влад Богов встретился с корреспондентом ИА REGNUM и рассказал, что представляет собой сборник «Приговоренные нацизмом» и как создавалась эта книга.

ИА REGNUM : Расскажите, что побудило вас заняться составлением этого сборника?

Эта книга — часть проекта, который начался ещё весной 2009 года, как раз в апреле. Я тогда собирал информацию о лагерях военнопленных. И среди архивных дел наткнулся на пачку фотографий, которые еще фактически не были опубликованы нигде.

У меня сразу появилась идея как-то их выкупить из архива. Но там достаточно дорого стоили фотографии. И тогда я опубликовал в своем блоге такой небольшой призыв: кто может — помогите! Нашлись люди, которые откликнулись и средства на небольшую часть архива нашлись. Я выкупил около 30 фотографий, а всего их было 150. Я начал искать возможность продолжить выкупать архив и таким образом меня судьба свела с фондом «Историческая память». Я к ним летом съездил в Москву. Им понравилась идея, и они проспонсировали покупку оставшейся части фотографий.

Таким образом, у меня на руках образовалась пачка фотографий, с которой было нужно дальше что-то делать. Первая идея была — сделать выставку. И в январе 2010 года в Доме Москвы в Риге была представлена выставка «Приговоренные нацизмом», где на 18 стендах были показаны уникальные архивные фотографии по истории шталагов (лагерей для военнопленных), концлагерей и мест массового расстрела гражданского населения в Латвии, Литве и Эстонии. В апреле 2010 года эта выставка экспонировалась в музее Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе, в июне — в здании администрации Псковской области.

Параллельно я продолжал искать фотографии и нашел германский фотоархив. Эти фотографии датируются зимой 1941-42 года, на них пригнанные евреи из Чехии, Германии и Австрии строят лагерь в Саласпилсе. То есть это буквально задокументированное основание этого лагеря. О том, что это именно евреи, говорят «звезды» на одежде.

Также я обнаружил фотографии военнопленных из частного архива немецкого офицера, который был работником Саласпилсcкого лагеря военнопленных. Это уникальнейшие фотографии, ими даже «Музей оккупации» заинтересовался.

И вот теперь мы издали сборник, в котором помимо 150 уникальных фотографий есть архивные материалы Чрезвычайной следственной комиссии, которая п
32ce
роводила расследования преступлений нацистов на территории Латвии. Тут есть документы, касающиеся Риги, Рижского района и некоторых областей Восточной Латвии.

ИА REGNUM : Расскажите о книге поподробнее.

Книга получилась достаточно объемной, поскольку она состоит, можно сказать, из двух частей — фотографий и документов. Предваряет сборник статья, посвященная исследованию концлагеря Саласпилс. Это будет первая научная публикация о деятельности лагеря в Саласпилсе на русском языке вообще за все послевоенное время. Почему-то российская историография игнорировала эту тему. И если латышские историки еще хоть что-то писали на тему Саласпилса, то у российских историков исследований просто нет. Было несколько исследований латышских историков — в 2007 и 2009 годах, довольно толковые и без националистической примеси. Были, конечно, и другие.

Более 10 лет назад историк Хейнрих Стродс начал интересоваться темой Саласпилса и писать о ней. Это было несколько эпатажное и тенденциозное исследование, изданное еще в 2001 году. «Концентрационный лагерь в Саласпилсе 1941-1944», кажется, так эта статья называлась. И я привожу его в своей публикации в основном для того, чтобы показать, где и в чем ошибки этого исследования.

Ну, а в остальном в этой статье — мои изыскания, и главное из них — вопросы о вместительности лагеря. Эта тема давно уже вызывает ожесточенные споры, и цифры приводятся очень разные. По итогам обработки всех документов и исследований на местности мне удалось доказать, что лагерь был достаточно большим и там одновременно могло находиться до 15 тысяч человек.

ИА REGNUM : Вы упомянули о том, что латышские исследования истории Саласпилсского концлагеря есть, а российских исторических исследований — нет. То есть получается, что латвийские историки больше интересовались темой Саласпилса, чем их российские коллеги?

Да, можно сказать и так. Но что касается именно Стродса — он, конечно, подгонял свои выводы под некую идеологию. И основываются его выводы на том, что он в 1999 году говорил с бывшим узником Саласпилса, который при этом был помощником старшины лагеря, то есть имел самое непосредственное отношение к архивам. Так вот Стродс основывал свое исследование на воспоминаниях этого человека и нескольких других, а отнюдь не на документах. При этом Стродс приводит в книге цифры, которые ему сообщил этот уже пожилой человек якобы «по памяти». Из чего понятно, что и эти цифры и фактология, изложенные у Стродса, несколько притянуты за уши. Такие воспоминания, конечно, имеют свою историческую ценность, но строить на них выводы нельзя.

Я же в своей книге собирал все цифры по документам, которые только сумел найти, чтобы показать людям, как обстоит реальная ситуация. А реальность такова, что эти цифры в разных источниках очень разнятся и потому правды там найти уже не возможно. А значит, и не нужно привязываться к этим цифрам. Есть, конечно, какие-то известные воспоминания, но на них в плане цифр тоже основываться невозможно.

ИА REGNUM : Какая еще информация о Саласпилском лагере упоминается в Вашей книге?

Например, о том, что все существование лагеря в Саласпилсе можно разделить на три периода: 1941-42 годы — это исключительно «еврейский период», там кроме евреев никого не было, но, сколько их было — неизвестно; с мая 1942 начинается «заселение» лагеря только латвийскими гражданами; а с февраля 1943 года Саласпилс становится концентрационным лагерем.

На втором периоде стоит остановиться немного подробнее. Почему в лагере появляются латыши? Дело в том, что к тому времени все тюрьмы Латвии были переполнены и Саласпилский лагерь использовался в качестве огромной тюрьмы — тысячи и тысячи заключенных прошли через нее. Ну, а в 1943 году в Саласпилс начинают доставлять уже российское и белорусское население из западных областей России и Белоруссии. Операции по доставке их в концлагерь имели прямо-таки романтические названия — «Зимнее волшебство» и «Летнее путешествие».

Я разговаривал с бывшими узниками, и много свидетельств именно такого деления на три периода можно найти по документам. Об этом, кстати, упоминают и Стродс, и известный исследователь Холокоста Маргер Вестерман.

ИА REGNUM : А как бы вы на основании уже проведенных исследований прокомментировали высказанную некогда президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой точку зрения, что Саласпилс был «исправительно-трудовым лагерем»?

Он действительно именно так и именовался по официальным документам некоторое время — с мая 1942 по февраль 1943 года. Но она не говорит о том, чем был этот лагерь до и после этого периода, когда на его территории, как я уже говорил, располагалась тюрьма.

Кстати, ситуацию с термином «исправительно-трудовой лагерь» прояснила группа латышских исследователей в 2007 году. Они нашли переписку начальника службы безопасности Рудольфа Ланге и командира айнзатцгруппы «А» бригадефюрера СС Вальтера Шталекера с разными ведомствами в Берлине по поводу организации и строительства лагеря в Саласпилсе. Так вот, местное руководство кровно было заинтересовано в том, чтобы Саласпилс не стал концентрационным лагерем. Дело в том, что узники тюрем работали, и за это платились деньги, которые поступали в управление Ланге. А как только Саласпилсский лагерь переставал быть тюремным, то соответственно за его узников начинали платить берлинскому ведомству концлагерей. На это исследование я тоже ссылаюсь в своей книге.

ИА REGNUM : Какие архивы вы использовали при сборе документов для сборника?

Только латвийские. Эти документы хранятся, во многом они никогда не были опубликованы и вообще до сих пор мало кого интересовали. На некоторые из документов никто никогда не ссылался и в этой книге они впервые будут озвучены.

ИА REGNUM : Получение этих документов из архивов представляло какие-то сложности?

Нет, сложностей не было абсолютно никаких. Я приходил, запрашивал дела Чрезвычайной комиссии, и мне выдавали их для изучения. Пересмотрел практически все тома.

Про Саласпилс там не очень много было, о нем вообще очень скудная и разрозненная информация. Зато там был целый том, который посвящен несовершеннолетним, по отношению к которым совершались нацистские преступления. Вот там было много почерпнуто информации, из которой я составил целый блок, и отдельная глава книги у меня посвящена несовершеннолетним узникам. Там и о том, как с ними обращались в гетто, как в тюрьмах, как в лагере, о медицинских экспериментах…

Упомяну и еще одну, скажем так, новаторскую и до сегодняшнего дня практически никем не поднятую тему, которую я отражаю в книге — это лагеря военнопленных на территории Риги. В отдельной главе я описал все отделения лагерей, о которых можно было найти документальные свидетельства. Собрал адреса этих лагерей и мест захоронения военнопленных. До сих пор это, наверное, никому не нужно было, в архиве лежала информация, и ее никто не трогал по 10-20 лет. Некоторые дела вообще до меня не брал никто.

ИА REGNUM : Как вы думаете, почему никто до сих пор не интересовался этой информацией?

До 1985 года этот архив был засекречен, потому что страна у нас небольшая и там упоминались жившие еще на тот момент в Латвии люди. Многие из этих людей были агентами спецслужб. А потом СССР покатился к распаду, начались уже совсем другие проблемы. А уж после 1991 года — и подавно. Считалось, что это «чужая тема», это никого не интересует.

ИА REGNUM : Но, тем не менее, латвийские историки несколько раз поднимали эти темы. На каких же документах они базировали свои исследования?

Я же уже упомянул господина Стродса, который написал свою работу на основании личных воспоминаний бывшего когда-то в Саласпилском лагере человека. Другие пользовались данными германских архивов. Как бы то ни было, те документы, на которых основывался я, практически никем еще научно не обрабатывались.

ИА REGNUM : Где и как будет распространяться сборник?

Поскольку проект мы делаем совместно с фондом «Историческая память», то часть тиража соответственно уйдет в Россию и будет распространяться через фонд. Планируется, что 400 экземпляров пойдут в Россию, и 600 мы раздадим здесь — всем историкам, фондам, библиотекам. Очень небольшая часть тиража пойдет в магазины, чтобы книгу могли приобрести и обычные жители, которых интересует эта тема. В России мы планируем отправить книгу в институты — в Псков, в Петербург, в Москву, чтобы академические круги слышали об этой книге, знали и пользовались.

ИА REGNUM : Латышских историков планируете приглашать на презентацию?

Да, конечно. Очень надеемся, что придет господин Стродс. Думаю, нам с ним будет что обсудить.