Перспективное развитие городаКорректировки, касающиеся дорожного движения и транспорта, будут внесены в Генплан развития Москвы, сообщает Вечерняя Москва в номере от 14 апреля со ссылкой на
Перспективное развитие города
«Корректировки, касающиеся дорожного движения и транспорта, будут внесены в Генплан развития Москвы», сообщает «Вечерняя Москва» в номере от 14 апреля со ссылкой на заместителя мэра столицы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николая Лямова. «Главный градостроительный документ столицы — Генплан — Мосгордума приняла 5 мая 2010 года, несмотря на протесты общественности и просьбы Общественной палаты отложить его принятие и доработать. Он был опубликован 3 июня в издании «Вестнике мэра и правительства Москвы», и вступил в силу 14 июня 2010 года. «Будут корректировки Генплана. К сожалению, получается так, что вопрос организации движения, вопрос развития транспортной отрасли города нашли довольно слабое отображение в генеральном плане», — посетовал Лямов», пишет газета. «Согласно расписанию работы столичного правительства на первое полугодие 2011 года, которое ранее утвердил мэр Москвы Сергей Собянин , в июне 2011 года планируется начать разрабатывать проект закона об актуализации Генерального плана Москвы… Ранее оспорить Генплан в суде пыталась партия «Яблоко» , но она проиграла в двух инстанциях. В иске «яблочников» указывалось, в частности, что Генплан в нарушение градостроительного кодекса и закона о статусе столицы не был согласован с федеральным правительством».
«На фоне обновленного правительства города главный архитектор Москвы Александр Кузьмин — одна из немногих фигур, сохранивших свой пост. Он стоит во главе застройки столицы уже пятнадцатый год», отмечает » Российская газета » в номере от 15 апреля, публикуя интервью с Кузьминым. Речь, в частности, зашла о новом Генплане города. «По закону о Генплане его актуализация предусматривалась каждые пять лет. В Москве потребность в изменениях возникла раньше. Приступив к должности, мэр Сергей Семенович Собянин честно заявил, что этот документ во многом его не устраивает. И тем не менее с ходу не рубанул наработанное до него, за что я чрезмерно благодарен ему. Ведь в противном случае возникла бы анархия, невозможность строить дальше. И как бы мы сейчас проектировали нужные городу объекты, те же новые магистрали? Теперь этому ничто не мешает. Все, что в Генплане новое правительство не устраивает, решается в рабочем порядке. Сколько лет, например, Москва мучилась с тем, что не были утверждены территории памятников, из-за чего сплошь и рядом возникали конфликтные ситуации. Новому руководителю департамента культурного наследия города Александру Кибовскому хватило пяти месяцев, чтобы решить эту проблему. Последние 250 территорий памятников находятся в процессе согласования. Или, скажем, за что больше всего упрекали Генплан во время публичных слушаний? За переуплотнение застройки Москвы, особенно в центре. Мэр недавно заявил: в ближайшие три года в пределах Садового кольца должны быть достроены начатые объекты, а новых строек город боль
556a
ше начинать не будет. Таким образом, разгрузка исторического центра произойдет по всем параметрам — не появится новых торговых и офисных центров, не будет больше селиться людей, перестанет нарастать транспортный поток и так далее», — цитирует газета слова Кузьмина. Что касается возможного строительства на месте гостиницы «Россия» парламентского центра то, по словам Кузьмина, «официального решения на этот счет пока не принято и что мне нравится особо — принимать его никто не торопит». «Новое правительство Москвы приостановило инвестиционный напор с тем, чтобы спокойно разобраться, в чем Москва действительно нуждается, а с чем может подождать. Анализом заключенных контрактов занимается та же земельная градостроительная комиссия. Лично я считаю, что парламентскому центру там не место. Чем всегда была для нас «Россия»? Местом, куда мы ходили в кино и на концерты, в кафе, к друзьям в гостиничные номера… То есть это было общественное пространство, посещаемое людьми. Парламентский центр, хотим мы этого или нет, приведет к созданию новой закрытой зоны. Кроме того, он привлечет дополнительный транспорт, да еще с мигалками, что обернется перегрузкой территории. И вообще я очень люблю последний проект застройки этой зоны, разработанный с британским архитектором Норманом Фостером . В нем был Концертный зал, который при сносе «России» городские власти обещали вернуть москвичам. Была гостиница, много пешеходных улочек. Покойный директор Института искусствознания Алексей Ильич Комеч, критиковавший чуть ли не все новостройки столицы, хвалил нас всего дважды. Первый раз — за Третье транспортное кольцо, которое удалось проложить так, что почти ничего не задели и вписались по высотам со зданиями, мимо которых оно шло, а второй раз — как раз за последний вариант застройки площадки «России». Если уж так остро необходим Парламентский центр, почему не вернуться к воспитательному дому, где сидит ракетная академия? Закрытая территория, к тому же расположенная немного в стороне и никому не мешает. Она рассматривалась, но депутатам показалось, что кольчужка маловата: там одно крыло — памятник архитектуры, и с этим надо считаться», приводит «РГ» слова главы Москомархитектуры .
Коммерческая недвижимость
«Мэрия Москвы займется созданием в городе студенческих городков», сообщают «Новые Известия» в номере от 14 апреля. «Для этих целей по договоренности с Министерством образования и науки столичное правительство планирует выделить вузам площадки под строительство кампусов. Студенчество радуется, поскольку это не только должно увеличить число мест для иногородних студентов, но и улучшить инфраструктуру. Эксперты же сомневаются, что для вузов, расположенных в центре, найдутся свободные участки дорогой земли. Выходом может стать «переселение» всей учебной структуры за город, но тогда страдать начнут уже студенты с московской пропиской… Какие именно вузы в первую очередь нуждаются в помощи, чиновники пока не уточняют. Ни в правительстве Москвы, ни в Минобрнауки подробнее рассказать о планах по переоформлению студенческой жизни не смогли. Тем временем сами «мученики науки» предложение столичного мэра восприняли с радостью. Сегодня даже официальные профсоюзы студенчества затрудняются подсчитать, сколько молодых людей вынуждены учиться без предоставления места в общежитии. К тому же имеющееся жилье не всегда находится в надлежащем состоянии… в этом году власти планируют построить 400 тыс. кв. метров общежитий в стране, но это только 1/60 часть необходимого», пишет газета. «Один из немногих такой кампус имеет РУДН. На юго-западе Москвы на территории в 30 га размещена вся инфраструктура, необходимая студентам. По словам сотрудников вуза, территория выделена еще в советское время и продолжает активно застраиваться. За последние 10 лет было возведено два общежития. В проектах участвуют разные деньги: и от правительства Москвы, и из федерального бюджета. Недавно заложенный жилой корпус вуз строит за свои деньги. Но РУДН далеко от центра. Где строить кампусы для старейших вузов, находящихся в сердце Москвы, непонятно. По оценке президента Московского студенческого центра Артура Савелова, сейчас там расположены более 60 университетов. Экономисты сомневаются, что городские власти станут отдавать землю в центре, аренда которой приносит немалый доход, под строительство кампусов. Лидеры студенческих профсоюзов понимают, что решиться на такое чиновникам будет сложно, но чем-то жертвовать придется».
«Паркинг появится на площади Белорусского вокзала в центре Москвы», пишет «Вечерняя Москва» в номере от 25 апреля со ссылкой на слова главного архитектора столицы Александра Кузьмина. » В марте мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что власти выкупили у инвестора реконструкции площади Тверской заставы проект на Белорусской площади, чтобы там не был сооружен торговый центр, который осложнит транспортную ситуацию. «Вместо планировавшегося торгово-развлекательного центра — городской паркинг, максимум на три этажа. Благодаря этому будет легче сделать планировку транспорта, используя минус первый этаж под полутоннели», — рассказал Кузьмин. При этом, добавил он, планируется, что «путепровод поднимут и расширят». «На площади, как и был, останется сквер, где встанет на прежнее место памятник Максиму Горькому «, — отметил главный архитектор Москвы. Одной из главных задач Собянина на посту мэра Москвы стала борьба с пробками. По его инициативе в конце 2010 года был разработан и опубликован план первоочередных мер по решению транспортных проблем московского узла под названием «Город, удобный для жизни». Он включает пять основных направлений, среди которых развитие улично-дорожной сети и улучшение условий движения».
Дорожно-транспортное строительство
«К лету 2013 года в северной части Москвы проложат магистраль, которая по масштабам может затмить славу других дорожных проектов столицы, таких как «Большая Ленинградка» и Звенигородский проспект. Длина скоростной магистрали, названной Северо-Западной хордой, составит 29,1 километра. Для сравнения: протяженность Третьего кольца равна 56 километрам», сообщают «Известия» в номере от 12 апреля. «Новость объявил в понедельник мэр Сергей Собянин во время посещения самой грандиозной подземной стройки сегодняшней Москвы — Алабяно-Балтийского тоннеля в районе… Северо-Западная хорда пройдет от Сколковского шоссе по улицам Нижние Мневники, Народного Ополчения, по Алабяно-Балтийскому тоннелю, пересекающему Ленинградский проспект. Дальше — по Большой Академической улице, пересекая Дмитровское шоссе, выйдет на Березовую аллею, проезд Серебрякова и вольется в Ярославское шоссе. Таким образом хорда продублирует почти треть МКАД и почти половину Третьего транспортного кольца. 95% пути совпадет с существующими улицами. На магистрали будет девять эстакад и одиннадцать тоннелей, включая Алабяно-Балтийский. Часть Северо-Западной хорды повторяет трассировку Четвертого транспортного кольца. Идею его строительства (начат только один участок в районе Измайлова) Сергей Собянин в феврале назвал неудачной, заявив, что строить дорогу стоимостью в триллион рублей он не будет. По данным «Известий», строительство хорды в данный момент обойдется в сумму около 50 млрд рублей. Включая примерно 16 млрд рублей, которые придется потратить на достройку Алабяно-Балтийского тоннеля. Собянин добавил, что в адресной инвестиционной программе деньги на строительство заложены «небольшие», но по ходу работ финансирование будет увеличено», пишет газета. «Строительство будет вестись в несколько этапов. Сначала достроят Алабяно-Балтийский тоннель. После чего проложат участок до Звенигородского шоссе. В частности, расширят до шести полос улицу Народного Ополчения — скорее всего, за счет бульвара, который идет вдоль нее на участке между улицами Маршала Бирюзова и Маршала Тухачевского. После реконструкции пропускная способность улицы Народного Ополчения увеличится в два раза. Одновременно будут расширять Большую Академическую — видимо, тоже пожертвовав обширными зелеными насаждениями по правой стороне дороги (если ехать в сторону Дмитровки). На заключительных этапах Дмитровское шоссе соединят с Ярославским, а Звенигородское со Сколковским», пишут «Известия».
Метрострой
«Концепцию типовых станций московского метро наконец одобрили представители архитектурной общественности и эксперты. Более того, она уже начинает воплощаться в жизнь», сообщают «Известия» в номере от 13 апреля. «Растущие потребности города в новых линиях и станциях метро заставляют менять подходы и к архитектурному оформлению метровокзалов. Сегодня перед столицей стоит задача построить не менее 300 км метро, и 75 км линий нужно сдать в эксплуатацию уже к 2015 году. Для успешной реализации этих планов необходима мобилизация ресурсов, в частности, удешевление и оптимизация технологических процессов. Мэр Москвы Сергей Собянин еще в начале года поставил задачу уменьшить стоимость строительства метро на 20%. Обеспечить нужную экономию поможет переход на возведение типовых станций подземки… По предложению московского градоначальника специалисты ОАО «Метрогипротранс» разработали архитектурную концепцию типовых станций Московского метрополитена . Архитектурное бюро предложило несколько вариантов конструкций для станций глубокого и мелкого заложения. Выбор конструкции в каждом конкретном случае, по замыслу архитекторов, должен зависеть от геодезии и ряда других объективных факторов. Для станций глубокого заложения Метрогипротрансом были разработаны проекты конструкций пилонно-колонного (по такому проекту построена станция «Марьина Роща») и колонно-стенового типов («Трубная»), а также двухуровневой конструкции большого сечения (поезда идут друг над другом). Для станций мелкого заложения специалисты разработали проекты односводчатой («Строгино») и двухпролетной конструкций с одной колонной («Красносельская»). На основе этих решений можно создать множество образов, сохранив и развив при этом архитектурные традиции Московского метрополитена», пишет газета. «По словам метроархитекторов, типовые проекты разрабатывались таким образом, чтобы на открывшихся для пассажиров станциях можно было разместить все необходимое технологическое оборудование, наладить оперативную связь между различными частями станционного комплекса. Строительство станций по новымт проектам позволяет экономить, так как они разрабатывались с учетом геологических особенностей Москвы. Кроме того, проекты рассчитаны исходя из условий увеличивающегося пассажиропотока… Используя новые решения, метростроители смогут сократить сроки возведения станций мелкого заложения с 24-26 месяцев до 16-18, а при строительстве станций глубокого заложения экономить до 20% времени», отмечают «Известия». «Пилотным проектом станет северный участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до «Селигерской». Шесть типовых станций будут оформлены в одном ключе, но каждая все равно будет иметь свою «изюминку». Сегодня на этой линии активно проектируются первые три станции: пилонные «Бутырская» и «Фонвизинская» и колонная «Петровско-Разумовская». Все три — станции глубокого заложения».
Реставрация и разрушение памятников архитектуры
«На 12 июня намечено долгожданное открытие Московского планетария «, сообщает «Вечерняя Москва» в номере от 11 апреля. «Сейчас идут последние приготовления: уже отмывают алюминиевые перфорированные листы купола… Здание с серебристым куполом, к которому вела аллея со скульптурами греческих богов, именами которых названы планеты Солнечной системы, появилось на Садовом кольце в 1929-м. К тому времени в мире было лишь 12 планетариев, из них 10 — в Германии. Фирма » Карл Цейс » поставила в СССР «планетариум» № 13, матерчатый купол для демонстрации звездного неба изготовила другая немецкая фирма… Во время реконструкции здание при помощи мощных гидравлических домкратов подняли на 6 метров, добавив комплексу 4 этажа: два — над землей и два — под землей. На подъем планетария, оборудование и отделку потратили порядка 3 млрд руб… Вместо запланированных кафе и ресторанов теперь расположились музеи: два интерактивных и два классических… Диаметр купола остался прежним — 25 м, площадь — 1000 «квадратов». Это самый большой купол в Европе и один из самых огромных в мире. 364 посадочных места в зале. Когда над головой засияют звезды, можно оказаться на краю или в самом центре галактики», пишет газета.
«На месте культуры зияет колоссальная дыра» — так отозвался кинорежиссер Сергей Соловьев о разрушении дома-музея Тарковского и исторической Москвы в целом. Его позицию публикуют «Новые Известия» в номере от 15 апреля. «Что касается музея Тарковского, так это была такая ясная история: как нужно дом восстановить, как восстановить мемориальную часть, как к мемориальной части пристроить научно-исследовательскую. Мы ходили в соседние учебные заведения, и там ни один человек слова не говорил против. Наоборот, нам предлагали: «У нас есть кинозал. Мы готовы его временно дать, пока восстанавливается дом, чтобы в нем хотя бы день в неделю был посвящен Тарковскому». Все люди проявляли огромную заинтересованность. А замылилось это дело в инвестиционно-бюрократических структурах, и получилось у них это как-то весьма изящно. Такие вещи всегда изящно замыливаются. Даже нельзя отследить момент, когда исчезла крыша, потом куда-то увезли бревна. Говорят, их где-то складировали, но где — сейчас практически найти невозможно. И вот это замыливание — это не частный факт. Именно так Москва теряет и практически уже потеряла свой культурный облик. То есть практически на месте живой развивающейся культуры, связанной с городом Москва, зияет колоссальная дыра. Такая же, как эта яма на месте дома Тарковских…», цитирует газета слова Соловьева. «Я пока не знаю, какая сейчас будет концепция у этого культурного центра. Но для меня совершенно ясна такая вещь, что мировое кино жутко изменилось и жутко обеднело с уходом Тарковского, Антониони, Бергмана, с уходом всей этой великой плеяды кинорежиссуры второй половины ХХ века. И поэтому будет здорово, если в эту концепцию можно будет включить великое культурное явление, одним из центров которого был Андрей Арсеньевич Тарковский… Поэтому очень важно, чтобы в юбилейной год Тарковского мы общими усилиями что-то действительно сделали. Нам обязательно надо встретиться с Собяниным, который еще не всплескивал руками. Насколько я знаю, новый мэр Москвы — конструктивный человек. Хотя я не знаю, что на этом посту происходит с людьми. Но дело не только в Собянине. Дело в том, чтобы нам всем надо не просто печалиться, а хоть что-нибудь сделать, чтобы на месте дыры началась живая жизнь».
«После того как мэр Москвы Сергей Собянин заявил о прекращении строительства в центре Москвы, у инвесторов не останется другого выхода, кроме как обратиться к уже существующим зданиям. Правительство надеется привлечь инвесторов к старинным усадьбам, доходным домам XIX века, которые можно приспосабливать и под гостиницы, и даже под офисы. Чиновники надеются, что бизнес будет готов тратить большие деньги на реставрацию, если предложить им определенные льготы. При этом механизма контроля за состоянием проданных зданий у Москомнаследия нет», пишет «Независимая газета» в номере от 15 апреля. «Бюджета Москвы не хватит на то, чтобы реставрировать все памятники, поэтому надо создавать условия для прихода на этот рынок инвесторов, — сказал «НГ» глава департамента культурного наследия столицы (Москомнаследие) Александр Кибовский. — Надо сделать так, чтобы им было выгодно брать в аренду и восстанавливать культурные объекты. Тем, кто бережно относится к памятникам, надо давать преференции при продлении аренды и выкупе». Кибовский согласен, положительных случаев пока очень мало. но они есть. Например, усадьба Соймонова на Малой Дмитровке, там проведена научная реставрация памятника архитектуры XIX века… «Думаю, что на примере здания на Дмитровке можно будет отработать новую технологию продажи памятников в частные руки, — сказал Кибовский. — Сначала надо сдавать любой объект, представляющий историческую значимость, в аренду сроком на пять лет, например. Потом, если компания выполняет ряд требований — реставрирует памятник, должна быть возможность его выкупа. Первоначальный договор аренды надо заключать по конкурсу»», цитирует газета слова главы департамента. «В то же время даже Москомнаследие не отрицает, что контролировать собственника достаточно трудно. Ведомство настаивает на изменении 294-го федерального закона, который регламентирует проверки. «На сегодняшний день фактически отсутствуют возможности оперативно проводить внеплановые проверки состояния объектов, находящихся в собственности или пользовании организаций, что ставит памятники под угрозу», — отмечает Москомнаследие. Инспекция департамента не имеет права проводить внеплановые проверки состояния памятника без согласования с органами прокуратуры. Для того чтобы получить согласование, в прокуратуру необходимо оперативно представить целый комплект документации: заявление, содержащее сведения о наименовании, адресе юридического лица, ИНН, ОГРН, копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, содержащих основания для проведения внеплановой проверки. Стоит отметить, что в 2010 году прокуратура города Москвы согласовала лишь одну внеплановую проверку, а в первом квартале 2011 года и вовсе ни одной. Плановые проверки строго регламентированы, они могут проводиться не чаще одного раза в три года».
Вероника Шарова