Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков принял участие в конференции Российского союза промышленников и предпринимателей В«Производительность труда и качество рабочей силы: задачи посткризисного развитияВ

Выступление А.Д.Жукова:Добрый день, уважаемые коллеги!Вопросы, поставленные для сегодняшнего обсуждения организаторами конференции, безусловно, являются актуальными. Динамика экономического

Выступление А.Д.Жукова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопросы, поставленные для сегодняшнего обсуждения организаторами конференции, безусловно, являются актуальными. Динамика экономического развития свидетельствует о преодолении острой фазы экономического кризиса. Рост ВВП за 2010 год составил 4%, промышленное производство – 8,2%, прирост инвестиций в основной капитал – 6%, реальная заработная плата – 4,2%.

Положительная динамика указанных показателей сохраняется и в этом году. Перед нами сейчас стоят задачи инновационного обновления экономики. Для этого требуется смещение акцентов проводимой экономической политики на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала. Соответственно, и в сфере социально-трудовых отношений также должны быть уточнены приоритеты в проводимой государственной политике по сравнению с кризисным периодом.

Рассматривая социально-трудовые отношения в контексте модернизации экономики и создания инновационных точек роста, мы видим в ближайшие годы следующие ключевые приоритеты в государственной политике в этой сфере.

Первое – дальнейшее развитие трудового законодательства. Учитывая, что российская экономика и рынок труда будут претерпевать качественные изменения в предстоящем периоде, это должно найти адекватное отражение и в трудовом законодательстве. Оно не является для нас догмой. Правительство регулярно, с учётом правоприменительной практики, вносит в него соответствующие изменения. Мы будем делать это и впредь.

Укрепление института индивидуальных и коллективных трудовых договоров и соглашений, правовое оформление новых форм занятости, учёт особенностей регулирования труда работников в сфере услуг и информатики (а их численность будет постоянно возрастать в посткризисный период) и многие другие вопросы совершенствования трудового законодательства требуют своего решения.

Работа в этом направлении уже начата. Так, например, в целях более полного учёта специфики трудовой деятельности работников, занятых вне производственного помещения работодателя, Правительством подготовлен законопроект о внесении соответствующих изменений в Трудовой кодекс. Он сейчас обсуждается в рамках Российской трёхсторонней комиссии. Подготовлен законопроект, предусматривающий повышение доступности рынка труда для молодёжи, инвалидов, матерей с детьми и других наименее социально защищённых групп населения.

В рамках дальнейшего совершенствов
59b4
ания законодательства Правительство проводит работу по внедрению в практику лучших международных стандартов в сфере трудовых отношений, что подразумевает ратификацию ключевых конвенций Международной организации труда. Так, в 2010 году ратифицированы четыре конвенции МОТ:

«О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция 135)»;

«О содействии коллективным переговорам (Конвенция №154)»;

«Об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132)»;

«Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция№ 187)».

В 2011 году эта работа продолжается. Нам известно, что в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей подготовлены предложения, предусматривающие разработку нового Трудового кодекса. Эти предложения достаточно интересны, но поскольку предлагаемая концепция модернизации трудового законодательства напрямую затрагивает интересы миллионов граждан, требуется очень тщательное и всестороннее их обсуждение и в первую очередь в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Второе – модернизация системы охраны труда. Ключевой момент этой работы заключается в том, чтобы перейти от реагирования на уже произошедшие неблагоприятные события к их предупреждению, реализовать комплекс превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работающего населения.

Ряд шагов в этом направлении нами уже сделан. Формируется новая система нормативных правовых актов в области охраны труда, утверждены типовые нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты работников ряда основных видов экономической деятельности, приняты меры по совершенствованию профессиональной патологической помощи работающим гражданам.

В 2011 году будет подготовлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в том числе по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными условиями труда. Предстоит внедрить как на законодательном уровне, так и в практику работы предприятий механизмы управления профессиональными рисками. Новым здесь является заблаговременное выявление рисков угрозы жизни и здоровью работника на каждом рабочем месте и немедленное принятие мер по снижению или полному исключению риска жизни и здоровью работника. Соответствующий законопроект уже подготовлен Правительством и обсуждён с социальными партнерами.

Мы предполагаем создать систему единых стандартов безопасности труда, разработать новые подходы к подготовке работников путём внедрения современных обучающих технологий, ориентированных на отработку практических навыков безопасной работы, реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для организаций малого и среднего бизнеса.

В среднесрочной перспективе предстоит выстроить специальную систему социально-трудовой реабилитации, направленную в первую очередь на восстановление здоровья работника, а также пересмотреть предоставляемые виды страхового обеспечения с учётом их качества и эффективности в целях восстановления здоровья работника. Реализация некоторых из этих направлений сдерживалась отсутствием законодательно установленных регламентаций. Законопроекты по внесению изменений в трудовое законодательство по вопросам улучшения условий и охраны труда, а также в административное законодательство, предусматривающее усиление ответственности собственников за нарушение требований охраны труда, уже подготовлены.

Третье – повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности. Исходя из намеченных целей средне- и долгосрочного развития определённые корректировки будут внесены и в государственную политику занятости, имея в виду смещение акцентов на меры, ориентированные на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования.

В этой связи важнейшими государственными приоритетами в среднесрочной перспективе являются обеспечение стабильности в сфере занятости населения, а также реализация задачи развития рынка труда и сферы занятости, адекватных условиям перехода экономики на инновационный путь развития. Развивающейся экономике потребуются современные трудовые ресурсы. В этих целях мы предусматриваем организацию масштабной профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, которая позволит обеспечить реализацию соответствующих инновационных проектов требуемыми профессиональными кадрами.

При организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, будет предусмотрена возможность их стажировки на предприятиях, применяющих передовые технологии в целях получения новых профессиональных навыков и компетенций. Будет уделено внимание и организации опережающего профессионального обучения работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. Организация опережающего профессионального обучения и стажировки женщин, работающих во вредных и тяжёлых условиях труда, будет способствовать их выводу с вредного производства.

Останутся актуальными дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда в моногородах в связи с реализацией комплексных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию их экономики.

В 2011 году продолжаются антикризисные мероприятия на рынке труда, которые показали свою эффективность и не утратят её в перспективе. Это стажировка выпускников учебных заведений в целях приобретения опыта работы, содействие в переезде в другую местность в целях трудоустройства, а также мероприятия по содействию развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в рамках которых могут быть созданы новые рабочие места.

Особую актуальность приобретает реализация адресных мер, направленных на содействие занятости отдельных социальных групп населения, испытывающих трудности в поиске работы. В частности, организация опережающего профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, способствует возвращению женщин к трудовой деятельности. Реализация данного мероприятия будет способствовать не только созданию адаптационных условий, облегчающих возвращение данной категории женщин на прежнее место работы, но и возможности её дальнейшего карьерного роста, повышению конкурентоспособности на рынке труда.

На расширение возможностей занятости отдельных категорий граждан и более полное использование имеющегося трудового потенциала направлены мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, в рамках которых предусматривается возмещение работодателю затрат на создание или оснащение специального рабочего места для трудоустройства граждан данных категорий.

Хочу вас проинформировать, что Правительством в первом полугодии текущего года будет разработана государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», основными направлениями которой являются реализация мероприятий активной политики в области обеспечения занятости населения, повышение трудовой мобильности населения, совершенствование системы социальной поддержки безработных граждан, совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Кроме того, начиная с 2013 года будет разрабатываться прогноз баланса трудовых ресурсов на трёхлетний период. Принятие необходимых нормативных правовых актов для этого будет осуществлено Правительством в течение первого полугодия 2011 года.

Новый уровень развития экономики ставит задачу создания конкурентоспособных образовательных систем, нацеленных на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Кадровое обеспечение потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных знаний, умений и навыков работников к её меняющимся потребностям приобретает первостепенное значение и это является ещё одним важным приоритетом государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Основные проблемы в сфере повышения качества рабочей силы широко обсуждаются экспертами и с некоторыми из них трудно не согласиться:

1. Практически отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности.

2. Не разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций в целях опережающего обучения в сфере новых технологий.

3. В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объёму и качеству высшего, среднего и начального профессионального образования (в системе профессионального образования обучаются: в НПО – 10,3 %, в СПО – 20,6 %, в ВПО – 69,1%, а потребности предприятий в настоящее время и на перспективу составляют, по оценкам, на 80% – рабочие специальности, и только на 20 % – специалисты с высшим образованием).

В результате на российском рынке труда сравнительно большая часть работников являются носителями устаревшего образования и компетенций, что является существенным препятствием для модернизации экономики.

Наиболее важные шаги в сфере модернизации системы образования мы осуществляем в рамках одноимённого национального проекта. С момента его старта был реализован целый комплекс мероприятий – от создания новой системы мотивации труда педагогов до укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Одним из важных направлений в области образования в 2010 году стала реализация мер по развитию высшего профессионального образования, включая предоставление поддержки федеральным университетам и национальным исследовательским университетам. В дополнение к семи ранее созданным федеральным университетам (Сибирский, Южный, Уральский, Северный, Казанский, Северо-Восточный, Дальневосточный) создан Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

Правительством принято решение о предоставлении статуса «национальный исследовательский университет» ещё 15 ведущим образовательным учреждениям высшего профессионального образования (в 2009 году – 12). Важнейшей особенностью этих вузов является способность не только эффективно реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования и, таким образом, давать студентам возможность получить не только теоретические знания, но и практические навыки научной работы и решения бизнес-задач в высокотехнологичных отраслях.

В развитие национального проекта начиная с этого года запланирован и ряд новых мероприятий, в том числе направленных на достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Общий объём бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010–2012 годах, составляет 69 млрд рублей. Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России.

В 2010 году была в целом завершена работа по утверждению и введению в действие 287 федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего профессионального образования. В 2011 году будет обеспечен приём граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования на уровне не ниже 2010 года для обучения по образовательным программам, входящим в 12 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, соответствующих пяти приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. Принятые решения затронут не менее 249 тыс. студентов в 134 вузах. При этом увеличение объёмов финансирования образовательных программ по подготовке кадров по приоритетным направлениям модернизации составит в среднем 15% или 11 тыс. рублей на одного студента, обучающегося за счёт средств федерального бюджета, и составит 81 тыс. рублей на одного студента.

Кроме того, на развитие инновационной инфраструктуры вузов в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд рублей, в том числе в 2011 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей.

В целях повышения эффективности взаимодействия высших учебных заведений и делового сообщества мы установили порядок, условия и объём предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию совместных инновационных проектов вузов и предприятий. Было принято решение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а это бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и другие объекты.

Одновременно в системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создаётся инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов. Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сектора высшего образования будут поддержка кооперации вузов с промышленностью, развитие инновационной инфраструктуры и создание современных лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий.

Далее хотел бы сказать, что практически завершена работа по утверждению и введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов и в системе начального и среднего профессионального образования (234 – среднего и 295 – начального профессионального образования). Основные мероприятия по развитию системы начального и среднего профессионального образования мы планируем осуществлять в рамках реализации региональных комплексных программ развития профессионального образования.

Так, в рамках указанных программ запланирована организация мониторинга мероприятий по повышению престижа рабочих специальностей. Поддержка данных программ предусмотрена мероприятиями Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы с выделением средств федерального бюджета в объёме более 4 млрд рублей, из них в 2011 году – почти 800 млн рублей.

Мы будем осуществлять прямую поддержку модернизации базовых учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и технологии, в рамках их кооперации с учреждениями высшего профессионального образования (создание кластеров профессионального образования).

За последние годы в целях повышения качества профессионального образования, подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена осуществлялась государственная поддержка их подготовки для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профессионального образования. Это мероприятие реализовывалось в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

За эти годы поддержана 341 инновационная образовательная программа, представленная 320 государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования на сумму около 18 млрд рублей за счёт федерального бюджета и софинансирования проводимых мероприятий за счёт внебюджетных средств самих учреждений, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств работодателей. За три года создано 300 ресурсных центров, в которых сконцентрированы дорогостоящие и уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупненным группам профессий и специальностей. В 2009–2010 учебном году было охвачено образовательными программами начального профессионального образования более 1 млн человек. Правительство намерено продолжать работу в этом направлении и в дальнейшем.

Вместе с тем мы рассчитываем на более активную позицию и самого бизнеса в подготовке квалифицированных кадров. Например, в Калужской области работает много инвесторов из Германии, Франции и других стран. В частности, работодатели–компании «Фольксваген» и «Пежо-Ситроен» совместно с региональными властями организовали учебный центр по подготовке рабочих и специалистов для автомобильных предприятий, которые впоследствии трудоустраиваются на них.

На сегодня уже более 5 тыс. человек прошли обучение и работают на заводах в Калуге и в Москве, причём появление центра в регионе подтолкнуло к решению ещё одной задачи – обновлению всей сети профтехучилищ. Я думаю, что нам совместно с бизнесом целесообразно использовать такие подходы при реализации инвестиционных проектов в любых других видах экономической деятельности, то есть заранее просчитывать потребность в рабочей силе и готовить её к моменту запуска предприятия.

* * *

Уважаемые коллеги!

В заключение несколько слов о задачах, поставленных в марте Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым перед Правительством, в том числе и в сфере повышения качества рабочей силы. Они касаются прежде всего:

организации профессионального обучения работников в условиях модернизации производства и реализации инвестиционных проектов;

обеспечения координации деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства;

включения в программы обучения в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней производственной практики учащихся по получаемой профессии (специальности);

совершенствования системы государственного статистического наблюдения за показателями, отражающими создание новых, в том числе высокопроизводительных рабочих мест в целях оценки динамики развития инновационной экономики и формирования эффективной занятости населения;

разработки комплекса мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Мы рассчитываем на активное участие в подготовке указанных предложений и бизнес-сообщества.